Урок 4. Создание фотообраза

Принципы создания фотообраза
Фотообраз – это способ дать информацию о себе посредством статичного фотоизображения. В отличие от повседневного имиджа, фотообраз ограничен в средствах передачи информации: мы не можем вербально выражать свои чувства, или мысли, не можем рассказать о своих профессиональных качествах. Однако, несмотря на отсутствие вербального общения, у людей все равно складывается какое-либо впечатление (образ) о человеке, изображенном на фотоснимке.
Для того, чтобы разобраться, как сообщать людям положительную информацию о себе посредством фотографии, разберем для начала составляющие фотообраза.


Габитарный имидж
Габитарный имидж – это внешность и стиль.
Чтобы хорошо выглядеть на фотографии, необходимо знать:
- Как правильно подобрать цвета одежды и косметики, чтобы не выглядеть уставшей, «серой», скучной или наоборот «размалеванной».
- Как одеться для фотосъемки. Какой фасон одежды, ткань и цвет наиболее подходит вам и теме фотосюжета.
- Как сделать макияж, чтобы выглядеть на фотографии естественно и ухоженно.
- Как уложить волосы, чтобы они «открывали» лицо и не выглядели растрепанными.
- Какие аксессуары и украшения будут гармонировать и дополнять вашу одежду, макияж, прическу. Насколько эти аксессуары уместны для вашей имиджевой съемки.
Подробно о том, как подготовиться к фотосъемке будет рассказано в следующем уроке.

Кинетический имидж
Кинетический имидж – это ваши жесты, движения, положение тела в пространстве. Это довольно значимая часть имиджа. Многие люди при виде камеры очень волнуются и чувствуют себя напряженно. Это отражается на их жестах и мимике. В результате на фотографии они выглядят «зажато» и неестественно. Чтобы этого не произошло, накануне фотосъемки репетируйте перед зеркалом свой образ. Обычно опытный фотограф, планируя фотосессию, оставляет дополнительное время для «привыкания» к камере и коррекции мимики и жестов, чтобы «неправильные» движения не перечеркнули построенный образ.

Средовый мимдж
Средовый имидж – это та обстановка, которая окружает вас (квартира, дом, автомобиль, офис, техника и т.д.).
Окружающие Вас предметы должны находиться в гармонии с Вашим имиджем. Ваш имидж также должен читаться в окружающих Вас предметах.
Согласитесь, что, не видя человека, зайдя в его дом или сев в его машину, можно составить довольно ясное представление о владельце – о социальном положении, благосостоянии, личности, отношении к себе, вкусах, семье, количестве друзей и отношениях с ними и многом другом.
Важно перед фотосъемкой договориться с фотографом о втором (заднем) плане фотоизображения, о той обстановке, в которой вы будете фотографироваться. Если вы делаете портрет, договоритесь заранее о цвете фона. Вряд ли деловой портрет на розовом или нежно-голубом фоне вызовет доверие у окружающих. При необходимости можно использовать современные компьютерные технологии и «вставить» наиболее соответствующий вашему образу задний план.


Единство стиля и образа

Для того, чтобы фотография наиболее точно передавала о вас желаемую информацию, важно добиться единства габитарного, кинетического и средового составляющих, то есть единства стиля и образа. Многие считают, что стиль и образ – это одно и тоже, однако это не совсем так.
Стили связаны с обществом (социумом) и видоизменяются в зависимости от развития общества. Значительные события, грандиозные научные открытия, новые веяния в области искусства порождают новые стили или видоизменяют уже существующие. Стиль зарождается, развивается и умирает. Образ связан с характером, чувствами, настроениями, эмоциями отдельных людей. Образы не меняются в зависимости от общественно-значимых событий. Они постоянны. Одни и те же образы существовали и существуют во все времена.
Стиль связан, в первую очередь, с изменением вешнего облика человека. Стиль «делают» модельеры, визажисты, парикмахеры, дизайнеры и т.д. Стиль проявляется в одежде, макияже, прическе. Образ связан с внутренними ощущениями человека (чувствами, эмоциями). Образ создается, в первую очередь, с помощью жестов, мимики, телодвижений.
Стиль более универсален и обезличен. Это штамп, матрица, типаж. Образ индивидуален.
Каждый человек создает тот или иной образ по-своему, в зависимости от личных особенностей характера, уровня развития, эмоционального и психологического состояния. В одной и той же одежде (или одежде одного и того же стиля) разные люди будут выглядеть по-разному. И дело не только во внешних различиях. Мы по-разному реагируем на одни и те же события, по-разному выражаем свои чувства и настроение. Мы можем копировать тот или иной стиль, но для того, чтобы при создании образа выглядеть естественно на фотографии, нужно отталкиваться от своей индивидуальности, не копировать чужие жесты и мимику, а по-своему выражать чувства, настроения и эмоции.
Существует определенная сочетаемость между разными стилями и образами. Образ надменной красавицы более подходит к стилю Голливуд, нежели к авангардному или деловому, а наивная романтическая особа будет более гармонично смотреться в стиле бэби-долл, нежели в спортивном стиле или стиле Вамп.

Ниже приведены примеры наиболее распространенных фотообразов и их вариантов сочетания с габитарным имиджем (стилями), кинетическим (жесты, мимика) и средовым имиджем (обстановка, предметы, символы).
Однако не стоит воспринимать эту таблицу как аксиому. Не бойтесь экспериментировать, ведь и Вампы бывают романтиками, а миленькие бэби-долл иногда сердятся.


Натали Портман - удачный пример единства романтического стиля и образа


Образ светской дамы, надменной красавицы

Наиболее подходящие стили: Аристократка, Голливуд.

Характерные жесты и мимика: Жесты и мимика направлены на демонстрацию своего превосходства перед окружающими: правильная осанка (создает иллюзию высокого роста), приподнятый подбородок и холодный взгляд сверху вниз, манерные жесты, часто закрытые позы (создают дополнительную дистанцию).

Характерная обстановка, предметы, символы: Дворцы, замки, искусственные сады, фешенебельные рестораны. Дорогая эксклюзивная мебель от Кутюрье, подиум, шикарный интерьер. Эксклюзивные марки машин. Трость, кнут, породистые собаки, лошади.


Образ роковой женщины
Наиболее подходящие стили: Вамп, Экзотика, Секси-долл, Люди в черном, Кибер-панк, Милитэри.

Характерные жесты и мимика: Часто используются агрессивные, нападающие «мужские жесты»: расставленные ноги, руки на бедрах, подбородок вниз, взгляд пронзительный, устремлен в объектив. Агрессивные защитные жесты: лицо вполоборота, подбородок вниз (часто закрыт деталью одежды или плечом), взгляд острый, направлен в объектив, руки обхватывают плечи или крест-накрест. Для создания образа роковой женщины применяются и сексуальные жесты.

Характерная обстановка, предметы, символы: Замки в готическом стиле, часовни, кладбища, экзотические «острые» пейзажи (скалы, ущелья, тропики), вечерние или ночные городские пейзажи. Рестораны, ночные клубы. «Острые» предметы: ножи, кинжалы, зонты, плетка, яркие накладные ногти. Холодное и огнестрельное оружие, сигареты, кровь.

Роковая женщина, сигара... - ассоциативный ряд для имиджевой рекламы коньяка


Образ деловой женщины
Наиболее подходящие стили: деловой стиль, классический стиль.

Характерные жесты, мимика: используются деловито-доброжелательные и оценивающие (строгие) жесты и мимика. Доброжелательная улыбка, слегка наклоненный вперед корпус (готовность к сотрудничеству), руки на бедрах или кресс-накрест (жест начальника), кисти рук у подбородка (принятие решений), указательный палец у виска (оценивающий жест), закладывание рук за голову, нога на ногу (жест превосходства).

Характерная обстановка, предметы, символы: деловые кварталы, офисы, кафе. Офисная техника и мебель (компьютеры, факсы, принтеры, столы, стеллажи и полки). Письменные принадлежности, папки, дипломаты, кейсы, мобильные телефоны, книги, газеты, очки и т.д. Респектабельные автомобили, самолеты (салоны бизнес-класса) и т.д.

Образ деловой женщины часто используется в рекламе


Сексуальный образ
Наиболее подходящие стили: секси-долл, Голливуд, вамп, экзотика.

Характерные жесты и мимика: Сексуальные (иногда навязчивые) позы и жесты, направленные на привлечение внимания субъектов противоположного пола (жесты раздевания, приглашения). Жесты встряхивания волосами, руки у волос (жест прихорашивания), демонстрация запястья, жесты поправления одежды, руки на бедрах, интимный взгляд (иногда искоса, украдкой), слегка приоткрытый рот, влажные губы, приподнятые плечи, раскачивание бедрами, различные скрещивания ног (особенно, при сидячих позициях) и т.д.

Характерная обстановка, предметы, символы: развлекательные центры и клубы, разнообразные пейзажи, пляжи. Спальная мебель, косметический столик и зеркало, удобные мягкие кресла, диваны. Модные марки машин, автомобили с откидным верхом ярких цветов, современные экзотические авто. Спиртные напитки, бокалы, сигареты, мобильные телефоны ультрамодных расцветок и т.д.


Романтический образ
Наиболее подходящие стили: бэби-долл, экзотика, иногда вамп и авангард.

Характерные жесты и мимика: Могут использоваться как открытые, так и закрытые жесты. Открытые позы и жесты демонстрируют эмоции радости, счастья, удивления, устремленности в будущее: руки в стороны или за голову (жест доверия и комфорта), руки сложены перед грудью (ожидание, мечты, надежды), взгляд часто направлен вверх, вздернутая бровь, улыбка или пальцы закрывают губы (удивление). Закрытые «романтические жесты» передают настроение печали, ностальгии, грусти или задумчивости. Руки обхватывают плечи, лицо вполоборота, трогательный взгляд мимо объектива или опущенные глаза.

Характерная обстановка, предметы, символы: Романтичные пейзажи: закат или рассвет на побережье, лес, река, озера, тихий вечерний город. Корабли, лодки, животные, птицы, цветы, деревья. Окна, развевающиеся занавески, качели и т.д.


настроение печали, ностальгии, грусти или задумчивости

Спортивный образ
Наиболее подходящие стили: спортивный стиль, экзотика, бэби-долл, секси-долл.

Характерные жесты и мимика: Активные энергичные жесты, направленные на демонстрацию здоровья, хорошей внешней формы, физической силы. Как правило, используется открытые жесты и мимика. Спортивная подтянутая осанка. В зависимости от позы, руки могут быть на талии, бедрах, коленях, за головой (т.е. активные широкие жесты руками), кисти рук могут показывать «O’k» и «Класс» или любой другой оптимистичный жизнеутверждающий жест. Заинтересованный взгляд в камеру, жизнерадостная широкая улыбка.

Характерная обстановка, предметы, символы: Бассейн, спортзал, стадион, спортивный комплекс, летнее кафе, пляж. Спортивные тренажеры, приспособления для различных спортивных игр, лыжи, коньки, ролики, велосипеды, лодки, спортивные машины и т.д. Оружие, военно-походные аксессуары, джипы (для более военизированного стиля).


взгляд в камеру, жизнерадостная широкая улыбка


Бунтарский образ
Наиболее подходящие стили: авангард, вамп, кибер-панк, иногда экзотика и спортивный военизированный стиль.

Характерные жесты и мимика: Чаще всего используются закрытые или «вызывающие» жесты. Закрытые жесты выражают уход от действительности, погружение в наркотический транс или глубокие размышления. Часто используется сидячая поза на коленях , руки безвольно висят или держат сигарету, взгляд в сторону или в объектив - от туманного и бессмысленного до осознанного и проницательного. Вызывающие жесты и мимика могут быть самыми разнообразными – от закладывания больших пальцев за пояс или карман в сочетании с расстегнутой рубашкой на голое тело (откровенный сексуальный жест) до неописуемых гримас и оскалов с разрыванием на себе одежды. Какими бы ни были вызывающие жесты – они должны эпатировать и провоцировать публику.

Характерная обстановка, предметы, символы: Сюрреалистические, индустриальные, урбанистические пейзажи, заброшенные дома, подъезды, подвалы, трубы. Мотоциклы, «тяжелая» техника, фантастическая космическая техника и оружие (кибер-панк). Тату, музыкальные инструменты (чаще всего - гитара), темные очки, оригинальное использование искусственных материалов – пластмассы, целлофана, пластика и т.д.


Чаще всего используются закрытые или «вызывающие» жесты

Фотостудия Ольги Бояркиной
приглашает всех желающих на занятия
в «Школу фотоимиджа»

В программе обучения: имидж и стиль - подбор одежды и аксессуаров - визаж, макияж - создание фотообраза - супермодели
© ООО «Пермский областной рекламный центр», 2005
www.reclama.perm.ru
Сайт управляется системой uCoz